Педагогические размышления с позиции дидактики Учебная книга в развитии музыкальной наблюдательности учащихся-подростков В последние годы издательства начали выпускать учебную литературу для школьных уроков музыки. Это отрадное явление, несмотря на то что дидактический, творческий и музыкальный уровень современных учебных книг для школьников весьма пестр и неравнозначен. Современная практика музыкального воспитания учащихся в школах Российской Федерации базируется на ряде вариативных программ. Учебные книги тоже пишутся с ориентацией на определенную учебную программу. Известны учебники по музыке, разработанные на основе программы НИИ художественного воспитания, учебные книги Г.С. Ригиной, придерживающиеся дидактической концепции развивающего обучения Л.В. Занкова. Существует ряд учебников Г.П. Сергеевой и ее соавторов по модернизированной программе Кабалевского, активизировался выпуск учебных пособий для школьников в регионах Российской Федерации. Современный учитель получает уникальную возможность выбрать в учебниках материал, актуальный для уроков музыки в конкретной школе. Можно взять из учебника тот методический и художественный материал, который позволит развивать полезные музыкальные качества и способности ваших учащихся: их певческие навыки, умение внимательно вслушиваться в музыкальную ткань, осваивать специальную терминологию, овладевать стилевым анализом. Хочется поделиться опытом использования учебной книги по музыке в становлении одной из важнейших специальных способностей - музыкальной наблюдательности. В этой своей работе мы опирались на опубликованные в 1960-1970 гг. учебные книги для школьников с 1 по 7 класс. Их выпуск осуществляло издательство «Музыка», а основной «движущей силой» по составлению и публикации этих учебников была заведующая детской редакцией издательства «Музыка», замечательный энтузиаст музыкального воспитания школьников и дошкольников Ольга Осиповна Очаковская.