Профессор Л.В.РАКОВ, зав. кафедрой виолончели и контрабаса Затеянные газетой интервью заведующих кафедрами особенно уместны сегодня. Формируются, формулируются важнейшие положения «Устава» консерватории, призванного регламентировать жизнь коллектива на годы. До крайности остры проблемы не только, и не столько реставрационных, восстановительных работ в здании и помещениях консерватории, но восстановление критериев в мыслях и поведении консерваторцев — и педагогов, и студентов. Размышляя над вопросами газеты, осознаешь, что их «темы» полифонически переплетаются, взаимопроникают друг в друга. В искусстве, в музыкальноисполнительском искусстве, в педагогике естественны и неизбежны столкновения индивидуальностей. Если есть атмосфера «мирного сосуществования», это уже неплохо для коллектива кафедры. В работе сегодняшних кафедр (имеются в виду исполнительские специальности), когда «штатные» профессора в меньшинстве и большое количество совместителей и почасовиков, весьма затруднено продуктивное общение, даже на зачетах и экзаменах. Штатные педагоги чувствуют себя обязанными участвовать во всех мероприятиях кафедры, совместители и почасовики нередко игнорируют и самые обязательные заседания кафедры, зачеты, экзамены. Но без постоянного, конкретного общения коллег-педагогов Любой этап — этап перемен, иначе жизнь людей, поколений, народов не имела бы начала и конца. А ведь как раз начало и едва ли возможно достижение единых критериев, например, при оценке исполнения студентов или «согласия» по самым общим, принципиальным вопросам. Невозможность постоянного и полноценного творческого, педагогического общения в «стенах кафедры» — проблема №1. Есть ли, появятся ли пути преодоления подобной ситуации...? Работая в коллективе, а кафедра — это коллектив индивидуальностей, необходимо воспитывать в себе способность принимать иную, чем твоя собственная точка зрения, должно желать понять другую позицию и уважать ее. Кафедра обязана жить по закону толерантности. Важнейшее условие успешности педагогической работы музыканта, на мой взгляд, сформулировал Л.А.